Top.Mail.Ru

Гаврилов Посад: неожиданности и загадки старинного городка

Друзья! 29 июня мы приглашаем Вас в Гаврилов Посад. Делимся с Вами статьей об этом замечательном месте.

Гаврилов Посад – один из самых маленьких городов России. Население его составляет около 5000 человек. Он находится неподалеку от Суздаля, но не входит в популярные туристические маршруты, а потому тих и незаметен, впрочем, ухожен и чист. История его неожиданно загадочна и необычна. Чтобы познакомиться с ней, я отправилась в краеведческий музей и побеседовала с его сотрудником Борисом Алексеевичем Волченковым, от которого и почерпнула большую часть исторических сведений, положенных в основу статьи. А о современной жизни поговорила с настоятелем местного Михайловского храма отцом Алексием Пробичевым.

Город предприимчивых крестьян

О городе, расположенном в самой что ни на есть исконной Владимирской Руси, известно неожиданно мало. Причина – скорее всего, в безалаберности чиновников разных времен. Приведем всего один факт: в 1866-м году, по упразднении городских ратуш, архив Гаврилова Посада продавали с аукциона на вес, после чего ценные рукописные документы использовались в качестве оберточной бумаги. Этот факт сообщил в книге «Гавриловский Посад за 200 лет по писцовым книгам» священник Алексий Бобров, которому удалось отыскать и спасти малую часть этого архива – уцелевшую в частных руках копию писцовых книг Гавриловской слободы 1674–77 годов. Архивы Гаврилова Посада за более позднее время оказались в разных городах. В частности, в Иваново находятся сотни тысяч листов рукописных документов, неразобранных и не описанных.

Между тем город очень древний. Первое поселение здесь появилось еще в XV веке, при Великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Основав, он передал его сыну – князю Святославу Всеволодовичу, в Крещении носившему имя Гавриил, по которому и стало называться поселение. С XVII века Гаврилов был знаменит конным заводом, основанным в царствование Иоанна Грозного. Здесь выращивали коней и для государевых выездов, и для армии, а в ХХ веке вывели породу владимирский тяжеловоз. По этому заводу Гаврилов Посад в основном и известен сегодня. Его красивые стены, перестроенные в царствование Николая I, привлекают взор на подъезде к городу.

Краевед Борис Алексеевич Волченков предполагает, что именно благодаря конному заводу Гаврилов Посад получил свой необычный характер. На масштабном по тем временам предприятии кто-то должен был работать. Чтобы не отрывать от земли местных крестьян, Иоанн Грозный поселил при заводе посадских людей из разоренного им Великого Новгорода, обязав их обслуживать лошадей. Новгородцы прижились, но не ассимилировались, так и жили своей слободой. Людьми они были предприимчивыми, ганзейская торговля со всей Европой была у них в крови, поэтому, отработав положенное число лет в статусе государственных крестьян на заводе, они открывали свои дела.

…Купцов

Место оказалось удачным: Гаврилов Посад стоит на перекрестье путей из Ярославля на Владимир, из Нижнего Новгорода – на Ростов, поэтому вскоре здесь завязалась бойкая торговля. Так возникла вторая необычная черта истории Гаврилова Посада. Будущий город состоял из двух частей, абсолютно несхожих между собой по укладу жизни. В Старопашенной слободе жили «классические» крестьяне, кормившие себя обработкой земли. К ней примыкала Слобода непашенных крестьян – то есть крестьян без земли! Не имея даже огородов, они числились в крестьянском сословии, при этом оборотистостью и доходами превосходили многих купцов.

Естественно, последний факт не мог прийтись по нраву купечеству из соседних городов, у которых бойкие простолюдины нередко отбивали барыши. Поэтому, когда на престол взошел Император Петр III, ему стали поступать жалобы: «Почему мы, купцы, огороды копаем, концы с концами едва сводим, а гавриловские крестьяне торгуют с Тобольском, с Архангельском?» Ответом стал запрет непашенным крестьянам вести торговлю. Впрочем, те дождались следующего царствования и тоже стали ходатайствовать о монаршей милости – уже перед Екатериной II. Негоже торговать крестьянам – так впиши, матушка-государыня, нас в купечество!

Деньги есть, дело есть, что препятствует стать купцами? – Согласно законам того времени, чтобы местные предприниматели могли получить купеческий статус, Гавриловскую слободу требовалось признать городом или хотя бы посадом. Но чтобы это стало возможным, было необходимо выполнить два условия. Во-первых, местные предприниматели должны были иметь совокупный капитал не менее ста тысяч рублей. Гавриловские с этим справились блестяще: представили более миллиона. А вот второе условие оказалось неисполнимым: новооснованный город должен был иметь вокруг себя свободное пространство не менее двух верст, посад – не менее полутора. Но земли вокруг принадлежали пашенной слободе и конному заводу.

Поэтому решение вопроса растянулось на целых 10 лет. Его не раз рассматривал Сенат, но вопрос вновь и вновь откладывался. Наконец Екатерина II пошла на уступки и 14 мая 1789 года подписала указ о том, чтобы Гавриловской слободе непашенных крестьян стать посадом. Была учреждена ратуша, начался прием местных тороватых людей в купцы.

И тут возникла третья неожиданность. В новооснованном посаде в купеческое сословие записались 2/3 жителей города! Такого не встречалось больше нигде в России. Для сравнения, во Владимире купцов проживало около 6%. Но что же делать такому количеству предпринимателей на весьма ограниченной территории? – Это не стало проблемой для бойких жителей Гаврилова. Получив свободу торговать, они стали разъезжаться по всей России, открывая свои дела. К примеру, непашенный крестьянин Вечерухин в 1767-м году записался в петербургское купечество и стал одним из богатейших купцов города на Неве! Статус, которого он сумел добиться, характеризует хотя бы такая деталь: свою супругу он похоронил на Лазаревском кладбище, где погребали только с Высочайшего соизволения.

…и кавалеристов

К началу ХХ века почти все купцы из Гаврилова Посада разъехались. Но до этих пор они смогли обустроить замечательный городок с добротными домами и благолепно украшенными храмами. Впрочем, весьма вероятно, что многие, и уехав, не порывали связей с малой родиной. К примеру, упомянутый нами купец Вечерухин был старостой Воскресенской церкви Гаврилова Посада и жертвовал немалые деньги на ее благоукрашение.

Стоит ли говорить, что при таком населении храмовый комплекс на главной площади Гаврилова Посада стал самым красивым и богатым в уезде? Некогда там стояла церковь в честь Архангела Божия Михаила. В XVIII веке она сгорела, и на ее месте возвели два храма: просторный пятиглавый летний – в честь Воскресения Христова – и зимний Никольский – более приземистый и уютный, снабженный системой отопления. Архитектурный ансамбль дополняли высокая колокольня и небольшая нарядная часовенка. О богатстве убранства этих храмов говорит тот факт, только в XIX веке гавриловские купцы пожертвовали ему около 20 пудов (пуд – 16 килограммов!) серебряной утвари.

Кстати, XIX столетие ознаменовалось для Гаврилова Посада новой неожиданностью: большую часть его населения стали составлять уже не купцы, а… кавалеристы. Гусары, драгуны, уланы – цвет русской армии и общества! При Николае I на базе конного завода разместили полки – благо способствовало и место, и великолепные луга, окружающие посад. Сам завод для этого, естественно, закрыли. В Гавриловом разместились высшие офицеры – они заняли около 200 домов, нижние же чины квартировали поэскадронно, распределившись по всему уезду. Поскольку жили они здесь годами, при них находились семьи и довольно многочисленная прислуга. Впрочем, для города это было скорее на пользу, и не только потому, что разгоняло тоску размеренной провинциальной жизни. К примеру, Ямбургский уланский полк собрал великолепную библиотеку, а потом, отправляясь на новое место дислокации, оставил ее городу.

Священник Алексием Пробичев: «Мы стараемся быть дружными»

Каков же Гаврилов Посад сегодня? На центральной площади – старинные торговые ряды, довольно «продвинутая» деревянная детская площадка, сухой фонтан… И неказистое, словно прижавшееся к земле здание с непропорционально маленькой церковной маковкой – храм Архистратига Божия Михаила, единственная сохранившаяся до наших дней постройка великолепного некогда храмового комплекса. До закрытия этот храм был Никольским, но при возрождении его освятили в честь Архангела Михаила, согласно посвящению стоявшего на этом месте древнейшего храма, а Святителю Николаю посвятили боковой придел. Еще один придел посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

От старинного здания остался только нижний ярус, восьмерик же и купол – те части, что придавали ему красоту и церковный вид, – снесены. Горько взирать на это: кажется, что лицо украли не только у храма, но и у всего города, главным украшением которого он был.

В советское время вся драгоценная церковная утварь была конфискована, в храме разместился завод. Вибрация тяжелых станков разбила полы из метлахской плитки, но здание устояло. По открытии прихода несколько лет так и служили – с дырами в полу, пока средства на новую плитку не собрали добрые люди, которых привлек к этому делу православный Фонд Архангела Михаила. Сегодня он собирает средства уже на более масштабную реставрацию – восстановление церковного восьмерика и купола.

– Батюшка, сколько человек бывает у вас на службах? – спрашиваю я у отца Алексия, настоятеля храма.

– Мы живем от праздника до праздника, как многие приходы. В среднем у нас на службы приходит от 20 до 40 молящихся, а в праздники, конечно, больше.

В храме Архангела Михаила чистота и уют

– Как же выживает столь немногочисленный приход?

– Стараемся быть дружными, все делать сообща. Важно, чтобы прихожане видели, что настоятель советуется с ними, ценит их позицию, и участвовали в жизни храма. У многих из них гораздо больше жизненного опыта, чем у меня, они дольше прожили здесь. Многие проблемы мы решаем вместе: поддержание порядка в храме, субботники перед большими праздниками. Люди самоорганизовались в бригады: по уборке снега зимой, по чистке паникадила. Конечно, надо предупреждать их заранее, что нужно что-то сделать, чтобы они могли спланировать свои дела, тем более что прихожане у нас огородоориентированные.

Общее дело объединяет людей, сплачивает, они чувствуют, что нужны храму

Вот, сейчас мы будем готовить храм к Пасхе. Общее дело объединяет людей, сплачивает, они чувствуют, что нужны храму. Мы стараемся никого не перегружать, каждый берет себя понемногу. Службы у нас раза три-четыре в неделю, но храм открыт каждый день – примерно до обеда. Дежурят, опять же, прихожане: за свечным ящиком, убирают, следят за порядком, украшают иконы к праздникам. Многие приходят помочь после работы. Это позволяет не нанимать сотрудников за деньги, что было бы непосильно для прихода.

– Приходят ли в храм новые люди?

Занятие, посвященное Благовещению, в детском саду– Приходят. Но существенного роста числа прихожан не происходит, поскольку просто идет смена поколений, приход молодеет. Старики уходят в вечность, их заменяют новые люди. По опыту, средний возраст приходящих к вере – лет 40–50. Тем, кто открывал храм в 1990-е годы, тогда было именно столько, а сейчас они уже постарели, не могут нести послушаний, но могут передать опыт. Мы ценим и опираемся и на тех, и на других.

В помещении воскресной школы я вижу замечательную поделку: склеенный из картона Ноев ковчег. Внутри – «обитатели»: от пластмассовых зверушек до искусно сделанных своими руками фигурок Ноя и членов его семейства.

– Мы с самого начала старались работать с детьми, – рассказывает отец Алексий. – Приглашали на экскурсии ребятишек из школы, детского садика. Они и сегодня приходят к нам, а мы – к ним: проводим беседы, рассказываем, играем. В воскресной школе у нас преподает второй священник, отец Евгений, и опытная женщина-педагог. Занимается 15 ребятишек. Мы сотрудничаем и с соцзащитой: помогаем нуждающимся вещами, продуктами, духовно поддерживаем пациентов в больнице. Возим прихожан в паломничества по святым местам. Моя супруга поет на клиросе, выступает на городских мероприятиях. Вместе с ней – наш второй священник. Раз Дом культуры стоит как раз на месте нашей разрушенной колокольни – надо налаживать контакты. Мы туда приходим на Крещение, окропляем, иногда участвуем в праздниках.

Небольшая община Свято-Михайловского храма поддерживает церковь в безупречном порядке

Мал золотник, да дорог. Небольшая община Свято-Михайловского храма поддерживает церковь в безупречном порядке. Когда мы с отцом Алексием пришли в храм, на его крыльце трудился один из прихожан – чинил ступени. У двери кто-то оставил два пакета с одеждой для нуждающихся. За ящиком встречала приходящих радушная прихожанка. Церковь – душа и точка роста старинного городка. Небольшой, но такой дружный приход, верим, непременно будет расти! И еще верим, что храму Михаила Архангела будет возвращено его лицо, он вновь станет украшением города и будет радовать его жителей и привлекать гостей!

Записаться в поездку Вы можете здесь.

Беседовала Алина Сергейчук

Материал был впервые опубликован на портале Православие.ру

18.06.24
346
Подписывайтесь на новости о работе фонда