Top.Mail.Ru

«Такой храм — и ни одного крупного пожертвования, ни одного бюджетного рубля!» — Председатель Фонда Павел Гончаров

В Москве, на подворье Оптиной пустыни при храме апостолов Петра и Павла в Ясеневе, работает православный благотворительный фонд Архангела Михаила. Небольшое здание на задворках церковной территории. Около десяти сотрудников в офисе. И… перечень из примерно полусотни храмов, которым была оказана помощь. Первым проектом, вокруг которого собрался костяк коллектива, было возведение храма Покрова в Ясеневе. Того самого, с великолепными византийскими мозаиками и копиями главных святых мест Христианства: символическим Гробом Господним, Вифлеемской звездой и другими.

Павел Гончаров и архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

— Не верится, что такой храм можно было построить и украсить на народные средства. – Рассказывает Председатель правления Фонда Павел Гончаров. – Но там реально нет ни одного бюджетного рубля! И нет ни одного человека, который мог бы сказать: «Этот храм построил я». Вот это важная история, которая говорит о том, что люди могут сделать очень многое – важно лишь помочь им соединить свои усилия для доброго дела.

Как все начиналось

— Павел Игоревич, расскажите, как родилась идея создания Фонда?

— Она именно родилась, постепенно, после длительного вынашивания. Началось всё в 2006 году, когда отец Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Петра и Павла, поручил мне, тогда еще руководителю молодежной организации при этом храме, заняться привлечением средств. Они были нужны на строительство храма Покрова в Ясеневе, которое замышлялось еще с 2000 года. В храме Петра и Павла верующие жители района уже просто не помещались, город выделил участок, но средств у прихода, как это часто случается, не было.

И мы начали работать. Назвались приходским отделом экономики и развития. Сначала пытались привлекать приходских бабушек, но потом поняли, что собирать средства надо на профессиональной основе, чтобы это было основным занятием работников. И что важно не бояться новшеств, идти навстречу современным людям. Тогда еще не было «Программы-200», обширного строительства храмов. Я сейчас вспоминаю, какой колоссальный труд мы проделали: проработали 250 тысяч компаний! На каждое предприятие было отправлено письмо – и не «господин директор», а персональное! У каждого письма имелся индивидуальный номер, подпись, обращение лично к руководителю: «Уважаемый Иван Васильевич…» К тем, кто оказал хотя бы небольшое содействие, мы приезжали и благодарили лично. Так не работал больше никто!

— Я помню, что в начале 2000-х годов в торговых центрах появились стойки, на которых можно было пожертвовать на храм – причем конкретно: на мозаики, на кирпичик, на символический Гроб Господень… Было радостно выбрать для себя и близких – за кого на какую святыню подать.

— Да, стойки в общественных местах у нас есть и сейчас. Нам пришла уникальная для того времени мысль: выйти за церковную ограду, к народу. Сейчас это кажется естественным, а тогда было смелым новшеством. Мы начали и увидели колоссальный отклик! Многие из тех, кто еще не дошел до храма, не решился переступить церковный порог, с радостью жертвовали на святое дело. Люди почувствовали: неважно, живешь ты около этого храма или далеко от него – важно, что сейчас ты можешь помочь ему, что к тебе обращена эта просьба. И что, совершив доброе дело, ты помогаешь, прежде всего, себе, привлекаешь на себя и свою семью благословение Божие!

Использовать опыт во благо

— И вот, храм был построен! 1425 квадратных метров площади, 2500 квадратных метров золотофонных мозаик по лучшим византийским образцам, «Икона Святой земли»… И вопрос: куда идти дальше?

— Именно так! За годы работы коллектив сформировался, был накоплен ценный опыт, навыки. Мы почувствовали, какая это огромная сила – люди, когда они совершают добро всем миром! А вокруг мы видели множество храмов, которым необходима помощь. К нам стали обращаться, просить… И мы создали фонд, посвятили его святому Архангелу Михаилу – заступнику всех православных, защитнику и покровителю храмов.

Сейчас мы помогаем множеству приходов и монастырей, в том числе и отдаленных: Кемерово, Хабаровский край. Наши объекты действительно расположены от Владивостока до Калининграда: например, недавно мы завершили сбор на ремонт храма Новомучеников в поселке Чегдомын Хабаровского края. До ближайшего населенного пункта там 20 километров, а строительные материалы приходится возить за 600 километров! А храму в Калининградской области, в поселке Невское, мы собираем на ремонт кровли. Там печальная история: несколько лет назад покрыли крыши старых храмов песчано-пластиковой черепицей, а она стала разрушаться. Один храм из-за этого уже рухнул. А этот – в честь Архистратига Михаила, наш «тезка», – обратился к нам. Мы собрали средства на металлочерепицу для наиболее разрушенного участка, но оказалось, что у прихода нет денег даже на работы. Пришлось открывать второй этап помощи.

У Троицкого храма села Ольявидово

— Жителям больших городов трудно даже представить, как нуждаются храмы в глубинке!

— Многим храмам в глубинке помощь получить совершенно неоткуда. Прихожане немногочисленны и небогаты, спонсоров нет. И знали бы Вы, как благодарны бывают  батюшки и прихожане даже за небольшую помощь! Помню, мы собрали средства на иконы для храма в поселке Гаврилов Посад, это Ивановская область. И приехали туда всем фондом. Батюшка стоял с таким лицом, что было видно: он просто не верит, что перед ним живые люди, и что эти люди действительно помогли его храму. Потом мы помогли ему еще с ремонтом полов, с утварью. И пусть мы работаем не крупными мазками, небольшими вложениями: кому-то собираем на колокола, кому-то на купол, кому-то на крест – от людей идет такая благодарность, что мы видим – слава Богу, мы на своем месте!

Дом для «Всецарицы»

— Сейчас Фонд помогает примерно 20 храмам по всей России. Но главный проект – обустройство Знаменского храма в Новоспасском монастыре Москвы для чудотворной иконы «Всецарица».

— Мы благодарны Богу, что нам выпала возможность осуществить комплексную реставрацию Знаменского храма. Владыка Савва (Михеев), который тогда был наместником этой исторической обители, в 2017 году обратился к нам, чтобы собрать средства и организовать изготовление сени для чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», пребывающей в Новоспасском. Мы начали работу. Но когда руководство монастырем принял владыка Дионисий, он сказал, что Богоматерь не может придти в храм, который простоял в запустении сто лет. Что надо отреставрировать и украсить его. Мы даже немного испугались таких масштабов. А потом подумали: «Слава Богу, что нам, небольшому фонду, выпала возможность поучаствовать в таком значимом для России деле!» Ведь Знаменский храм – это не только памятник архитектуры и даже не только место, куда будет перенесена «Всецарица». Там находится усыпальница бояр Романовых – дядьев государя Михаила Феодоровича. Есть и еще много связей этого храма с историей России, ее героями, деятелями культуры, святыми.

Эскиз сени для «Всецарицы»

— Сень для «Всецарицы», созданная попечением Фонда и установленная в Знаменском храме, очень необычна по своему художественному решению. Никогда не видела ничего подобного!

— И не увидите! Это уникальное сооружение, с XV века никто не делал ничего подобного. Прототипом для сени стала царская палатка, установленная в Тронном зале Московского Кремля. Сверху у нее шелк, а внутри она подбита драгоценным мехом горностая. Для чудотворной иконы художники воспроизвели ее в мраморе и голубом граните, который добывается только в одном месте на Земном шаре, в Бразилии. Как раз сложилось, что хозяин карьера направлялся в Италию к своему брату и согласился проложить свой маршрут через Москву, чтобы встретиться с нами. Мы рассказали ему о проекте и выбрали материал.

— Как же родилось такое необычное художественное решение?

— История проекта сени связана с чудом – маленькое оно или большое, решать Вам. Работал над проектом прекрасный архитектор, храмоздатель с большим опытом Владимир Иванович Козлов. В частности, он спроектировал храм Покрова в Ясеневе. Но вот в этот раз никак не получалось! Создавал один, второй, третий проект… но владыке они не нравились! Напряжение росло, взаимодействие не складывалось. И вот, очередная встреча в Новоспасском монастыре. Было ощущение, что она последняя: или все получится, или дело на этом закончится. Приходим. Владыка достает распечатку с изображением царского трона с балдахином из Московского Кремля и говорит: «Мне сегодня ночью пришла мысль сделать сень в таком духе». Может быть, она даже приснилась ему, точно не помню. А Владимир Иванович в ответ вынимает из сумки подобный эскиз – оказалось, что ему пришла эта же мысль. Мы были потрясены. Милость Божия!

В Знаменском храме Новоспасского монастыря

— Работа над убранством Знаменского храма идет уже 5 лет. Помогают одни и те же люди? Что побуждает их жертвовать?

— Бывает по-разному. Конечно, все это время к проекту присоединяются новые благотворители: те, кто только что узнал о нем, кто захотел совершить добро. Те, кто чтит «Всецарицу», любит Новоспасский монастырь, кому дорога наша история, кто хочет отреставрировать выдающийся памятник архитектуры. Многие стремятся поблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь или подкрепить пожертвованием свою молитву, попросить, чтобы о них и их близких помолились. Ведь «Всецарица» – это чудотворный образ, помощь по молитвам перед которым многие страждущие получают сегодня, в наши дни. Люди исцеляются от онкологии!

Надо видеть, сколько богомольцев каждый день собирается на молебны перед этой иконой на галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря! Конечно, этой святыне нужно свое пространство, свой храм. И вот, многие из тех, кто чтит «Всецарицу», на протяжении этих лет помогают нам обустраивать храм для нее. А мы благодарим их: подаем их имена на молебны, приглашаем их на экскурсии по Новоспасскому монастырю, по Знаменскому храму, а жертвователей – еще и на особые мероприятия. Например, в этом году 31 августа, в праздник «Всецарицы» мы все вместе создавали фрагмент мозаичного панно, которое украсит сень для этой иконы. Каждый мог положить свой кусочек смальты. Видели бы Вы, как люди радовались возможности своими руками создать частичку церковной красоты!

Традиция благодарить

— Жертвователи интересуются ходом работ? Вы рассказываете о нём?

— Да, конечно. За нашей работой можно следить на сайте – мы постоянно публикуем новости, например, за сентябрь их было 14, в среднем через день! Тем, кто помогал нашим объектам попечения и оставил свой электронный адрес, мы регулярно рассылаем письма. Поздравляем с праздниками, рассказываем о событиях в жизни Фонда, о том, что сделано. И конечно, развиваем социальные сети. Сейчас у нас очень быстро растет канал в Telegram, есть странички в сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». И мы видим, что люди следят за проектами из разных городов, жертвуют – доверяют, потому что по делам оценивают, что результат есть. Те, кто вносит свою лепту, должны видеть, на что именно идут их деньги: не просто на храм, а на купол, на колокола, стены, иконостас… Мы показываем: это намечено, а это уже сделано. И люди вовлекаются, загораются! Некоторые хотят оплатить что-то конкретное: например, одну из икон для храма, колокол.

Волонтеры Фонда у храма Покрова в Ясеневе

— Кажется, именно Фонду Архангела Михаила принадлежит идея «именных кирпичей», которую сегодня подхватили довольно многие.

— Подписывать на кирпичах имена жертвователей – дореволюционная традиция. Мы возродили ее во время строительства храма Покрова в Ясеневе. А еще тем, кто пожертвовал, мы даем сертификат – памятную грамоту с указанием, что их имена и имена их близких записаны для молитвы в храмах, которым они помогают. Молитва очень важна! Люди чувствуют, что она помогает им. Собственно, о каждом, кто пожертвовал на храм, ходатайствует пред Богом Ангел-Хранитель этого святого места. А еще молитва о них совершается на каждом богослужении: помните прошение на ектенье «О строителях, благоукрасителях, жертвователях святого храма сего»? Но конечно, и батюшки с благодарностью молятся о тех, кто помог!

Живое общение с людьми

— Вы сказали, что проводите экскурсии по Новоспасскому монастырю. Необычно для благотворительного фонда!

— Люди сегодня очень нуждаются в личном общении с единомышленниками. А наша задача – не только собрать средства для храмов, но и сделать жизнь добрее, помочь, в том числе, и нашим жертвователям, выразить нашу благодарность к ним. Поэтому мы проводим экскурсии для всех желающих – не только по Новоспасскому, но и по храму Покрова в Ясеневе. У нас есть даже особая экскурсия для детей. И не только экскурсии: год назад мы провели фестиваль колокольного звона. На него съехались гости со всей Москвы, выступали звонари, артисты, проходили мастер-классы. Участвуем и в городских праздниках. Прихожане храма Петра и Павла в Ясеневе уже привыкли, что мы проводим мероприятия на его территории в большие церковные праздники. А для благотворителей мы проводим даже поездки в другие города.

В деревне Федора Конюхова. Создание мозаики всем миром

— Экскурсия в другой город – большой труд для организаторов!

— Да, мы шли к этому довольно долго. Собирали ресурсы, готовились, чтобы поездка получилась интересной, запоминающейся. Конечно, мы не можем позволить себе отправиться, например, на Камчатку, потому что работаем на средства, которые пожертвовали люди, и должны экономить их. Но мы можем провести небольшую поездку душевно и постараться, чтобы в ней была и духовная наполненность.

— Как же рождаются идеи поездок?

— Их подсказывает сама жизнь, то, кому мы сейчас помогаем. Например, весной собрали средства на евхаристический набор для храма, который находится в подмосковном селе Ольявидово. Его история связана с преподобным Сергием Радонежским. Он проходил через те места, направляясь навестить своего ученика преподобного Мефодия Пешношского. Мы подумали: почему бы не пригласить туда благотворителей, которые жертвовали на этот храм?

Настоятель с радостью встретил нас. Мы привезли ему евхаристический набор. Приехал благочинный района, они совершили молебен в этом старинном Троицком храме, который сейчас реставрируется. Люди вживую прикоснулись к делу возрождения святыни, пообщались с теми, кому помогли. Потом мы отвезли наших гостей на Гремячий ключ, окунулись в источнике. Потом заехали в Гефсиманский скит, потрапезничали, прошли по пещерам, а завершили день в Троице-Сергиевой Лавре. А пока мы ехали, конечно же, рассказывали и о местах, куда направляемся, и о святых, с которыми они связаны, и о храмах, которым мы помогаем. Получилось погружение в жизнь Фонда и глубже – в жизнь Церкви. Такие поездки дают колоссальный отклик, люди благодарят. Многие говорят, что наши сотрудницы рассказывают теплее, увлеченнее, чем профессиональные экскурсоводы!

Друзья и сотрудники Фонда у источника Гремячий Ключ

— В чем главная особенность Фонда Архангела Михаила?

— Мы – «фонд вопреки». Многие благотворительные фонды создаются под существующие финансовые структуры. А мы создали структуру с самого низа и потихоньку растем. Мы начинаем, а Господь помогает: идеи получают отклик, работают, приходят нужные люди, система выкристаллизовывается… Идем шаг за шагом, выстраиваем инструментарий. И все получается! Слава Богу!

Беседовала Алина Сергейчук

Материал был впервые опубликован на портале Православие.ру

18.11.22
1301
Подписывайтесь на новости о работе фонда