Top.Mail.Ru

Иеромонах Фотий (Мочалов): «Может быть нравственность без веры, но веры без нравственности нет»

С иеромонахом Фотием (Мочаловым) я встретилась на благотворительном концерте, который проводил в Москве православный фонд Архангела Михаила. Когда в 2015 году победителем телевизионного телепроекта «Голос» стал иеромонах, для многих это стало шоком. Люди нецерковные переживали слом шаблона: оказывается, монах может петь не только молитвы! Православные беспокоились о том, как молодой насельник Пафнутьева-Боровского монастыря сможет сохранить чистоту души в пучине шоу-бизнеса. Но отец Фотий нашел свой путь. Батюшка принимает участие в православных фестивалях, дает концерты в разных городах России. Он сам формирует свой репертуар и исполняет произведения, которые несут свет душам людей.

Иеромонах Фотий (Мочалов)

— Отец Фотий, правда ли, что многим людям Ваше творчество помогает по-новому взглянуть на Церковь, на веру, обратиться к Богу?

— Мне сложно объективно оценивать свое творчество. О нем скажут люди, зрители – у них складывается целостная картинка. Из отзывов я знаю, что мое появление в музыкальной сфере действительно многим открыло глаза на то, что духовенство – тоже люди творческие, что священники стремятся быть вместе с народом, а не отгородиться от него. Что мы тоже имеем дерзновение участвовать в конкурсах. Бывали случаи, когда у зрителей после концерта появлялось желание пойти в храм. Насчет обращения я не уверен, но что многие люди пересмотрели свое отношение к Церкви, это точно. Я же не только на сцене пою, я еще и общаюсь с людьми: в социальных сетях, в прямых эфирах рассказываю что-то – не только духовное, но и о здоровье, о правильном образе жизни. Люди удивляются, что священник может говорить не только в церковной терминологии, и раскрываются навстречу. 

— Говорят, прежде чем стать святым, надо сделаться человечным. В этом и состоит Ваша миссия – помочь людям подготовить душу, чтобы она открылась вере? 

— Я думаю, здесь не только духовная миссия. Когда люди, далекие от храма, приходят на концерты и получают интеллектуальное отдохновение, это тоже большая польза. Слушатели приобщаются к хорошим песням, практически забытым в наши дни. Когда люди слушают правильную музыку, у них становится благороднее душа и острее ум. Известно, что классическая музыка способствует росту нейронных связей. Ее слушатели не только получают эстетическое наслаждение, прослушивая ее, у них даже улучшаются когнитивные способности!

— Батюшка, а Вам самому музыка помогла в духовной жизни?

— Музыка, безусловно, была для меня базой, когда формировалась моя личность: в детстве, в юности. Ведь музыка – то самое искусство, которое облагораживает душу, это очень хороший задел для нравственного воспитания. А на нравственной основе, безусловно, как на благодатной почве, возрастает духовное зерно. Веры без нравственности не бывает. Может быть нравственность без веры, но веры без нравственности нет. Поэтому музыка облагораживает людей, если только это хорошая музыка, созидающая, а не разрушающая.

— Вас можно встретить на православных фестивалях, а сегодня Вы участвуете в вечере, посвященном сбору средств на строительство храма. Что для Вас значат подобные мероприятия?

— Я считаю своим долгом участвовать в проектах, которые помогают строительству и возобновлению храмов. Это богоугодное дело, и для меня важно подавать пример другим людям, чтобы они тоже проявляли заботу о святынях. Важно привлекать внимание к таким фондам, как Фонд Архангела Михаила, чтобы люди знали, что есть те, кто бескорыстно и честно донесет их лепту до адресата, и они сотворят действительно благое дело. Не важно, кто сколько вносит, важна именно жертва, и я думаю, что Господь обязательно учтет это. И кто знает, может быть, именно эта копеечка послужит Вашему спасению. В любом случае, отдавать – это лучшее проявление любви. Поэтому человек, который отдает, всегда получает радость большую, чем тот, кому он помогает. А совокупная помощь многих людей способна творить невероятные чудеса.

Слушатели о творчестве иеромонаха Фотия

P.S. Настоятель Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) сказал об отце Фотии, что он – меч, поражающий человеческие сердца. Пробивающий коросту обыденности, страстей и помогающий открыться добру. Подтверждением этого стала встреча с одной из ценительниц творчества о. Фотия, Натальей Пшеничной:

«Так случилось, что в 2013 году у меня умер муж. И знаете, я реально не хотела жить – просто тихо погибала. Как верующий человек я, конечно, не помышляла о том, чтобы что-то с собой сделать. Но у меня начался такой период: из больницы в больницу. А когда я приходила из больницы домой, то просто ложилась носом в стенку, и ничего не хотела: ни есть, ни пить, ни с кем бы то ни было разговаривать. Духовник никак не мог привести меня в чувство. Он меня ругал, умолял, он меня наставлял, просил – ничего не помогало. Но случился «Голос». Слепые прослушивания. Я услышала, как поет отец Фотий, и отвернула лицо от стенки. С этого момента у меня появилось желание жить.

Творчество отца Фотия необыкновенно. Каждый из постоянных посетителей его концертов может рассказать какую-то свою историю, связанную с ним. Люди объединились, люди его очень любят. Среди них есть и дети, и молодежь. Привозят деток-инвалидов. Детки стараются благословиться у батюшки, сфотографироваться с ним – как-то пообщаться. На концертах у зрителей светятся глаза, многие плачут. Он подобрал такой репертуар, что мы слышим вещи, которых не слышали никогда. Итальянские, испанские, французские и, конечно, русские лирические песни и романсы, баллады. Есть даже сказочные истории. Например, он исполняет испанскую песню о пугале, которое имеет человеческое сердце и очень хочет стать живым. Нишу, которую занял отец Фотий, не занимает больше никто. У него всегда живой голос, никаких фонограмм. Он сам подбирает себе репертуар, он не поет то, что ему не нравится. Его концерты очень разнообразны. На одном концерте могут быть романсы, на другом – совсем другие песни. Обычно исполнитель делает одну программу и работает с ней. А отец Фотий предлагает своим зрителям самые разные произведения. Это настоящее искусство. Поэтому люди и откликаются».

Иеромонах Фотий в храме Покрова в Ясеневе

Светлана Герасимова — директор и верный помощник музыканта

P.S.2 У творческого человека должна быть опора – человек твердый и практический. Мы побеседовали с концертным директором отца Фотия Светланой Герасимовой.

— Светлана, расскажите, как Вы стали помогать батюшке в том, чтобы донести его творчество для людей?

— Наше знакомство началось незадолго до того, как отец Фотий начал участвовать в проекте «Голос». Нас познакомили общие друзья. Мне было очень симпатично его творчество: отец Фотий уже тогда активно музицировал, записывал диски, у него вышло несколько программ и интервью. В своей келье в монастыре он оборудовал студию звукозаписи. А потом начался проект «Голос», и мне выпала честь немножко помогать батюшке: куда-то поехать, что-то привезти. От Боровского монастыря до Москвы около трех часов пути, и я возила о. Фотия на прослушивания. Когда конкурс начался, мы, друзья, поддерживали его. А через несколько месяцев после победы о. Фотий сломал ногу. В это время как раз начинались приглашения выступить с концертами. Одно из них поступило из Сочи. Он позвонил мне, растерянный, и сказал: «Я не знаю, что делать». Мы договорились, что я полечу с ним и помогу. Это было очень кстати: организаторы мероприятия оказались мошенниками, и мне пришлось буквально отбивать батюшку от, скажем так, нехороших людей.

— Когда смотришь на о. Фотия, создается впечатление, что он в хорошем смысле слова не от мира сего, беззащитный – и как творческий человек, и как монах.

— Так и есть. Он живет в своем параллельном мире, что не мешает ему обладать прекрасным чувством юмора и следить за всеми техническими новинками, которые могут пригодиться музыканту, за обстановкой в стране и в мире.

— Как формируется репертуар?

— Большинство песен о. Фотий выбирает сам. Часто песни присылают знакомые, поклонники. Батюшке важна смысловая нагрузка текста, духовный смысл песни, чтобы она не была ни о чем. И конечно, большую роль играет мелодия. Иногда обращаются композиторы и поэты, предлагают свой материал. В частности, сейчас он ведет довольно плотную работу с композитором Александром Морозовым. В репертуаре уже 6 или 7 его произведений, готовится альбом с песнями на его мелодии. Отец Фотий и сам пишет музыку. Как-то в Санкт-Петербурге на фестивале «Добровидение» батюшке попалось очень красивое стихотворение XIX века, и он буквально с ходу написал на него музыку.

— А как о. Фотий выбирает площадки для выступлений?

— Поступают приглашения, и он откликается. Отец Фотий проехал уже всю страну, легче сказать, где он не был – в Астрахани и Якутске. Остальные крупные города уже проехал. Как правило, организаторы сами выдерживают концепцию, и если они видят  в качестве участника мероприятия иеромонаха Фотия, то там все чисто и благородно.

— Как отец Фотий пережил время пандемии, когда были запрещены массовые мероприятия?

— Два года без концертов не могли быть простыми для музыканта, но отец Фотий провел их плодотворно: сочинял, записывал песни. К счастью, сейчас музыкальная отрасль оживает, народ возвращается в зрительные и театральные залы. Жизнь потихоньку возвращается в свое русло. И конечно, батюшка служил и служит как священник.

— По Вашим наблюдениям, зрители воспринимают отца Фотия главным образом как певца или как священнослужителя?

— Аудитория в разных городах отличается. Иногда создается впечатление, что в зале собрался приход какого-то большого храма. А бывает, что приходит в основном светская публика. В начале концерта отец Фотий приветствует зрителей. Это приветствие никогда не повторяется и представляет собой небольшую проповедь. Он всегда находит темы, которые хотел бы именно в этот день донести именно до этих до людей. А потом наступает время музыки. Батюшка глубоко погружается в нее, он переживает за каждый концерт, за каждое произведение. Ни одна песня у него не звучит одинаково. Он всегда как бы наблюдает за собой со стороны: как он берет дыхание, какая интонировка, где можно добавить новое звучание. В техническом плане о. Фотий много работает над тем, как он звучит. И когда он поет, то уже не говорит между песнями. А после концерта он выходит к зрителям – постоянные поклонники называют это третьим отделением. Батюшка, как правило, дает автографы, и очень многие подходят к нему именно за благословением, подводят деток. Люди на концертах часто обращаются к нему как к священнику, просят молитв, спрашивают о чем-то важном для них, передают записки. И конечно, он молится о тех, кто к нему обращается.

Беседовала Алина Сергейчук

Данная беседа была впервые опубликована на портале Русская Народная Линия

12.09.22
1564
Подписывайтесь на новости о работе фонда