Как художник П. Корин защитил православный храм

27 июля 1966 года в газете «Комсомольская правда» вышла статья о… необходимости спасти от разрушения православный храм. Смельчаком, в брежневские годы отважившимся на такое заявление, сделанное, к тому же, в довольно резкой обличительной форме, был ни кто иной, как Павел Дмитриевич Корин. Художник-монументалист, реставратор, руководитель реставрационной мастерской Пушкинского музея, лауреат Ленинской и Сталинской премий решился на смелый поступок. Он совершил это по зову души: ученик Нестерова, автор «Руси уходящей» и знаменитого портрета Александра Невского, Корин сам расписал не один храм.

Знаменский храм Новоспасского монастыря
Знаменский храм Новоспасского монастыря

Смелый поступок известного художника

«После революции началось необъяснимое. – Писал Павел Александрович – В Кремле один за другим рушили соборы. Был сломан Вознесенский монастырь XIV века, основанный женой Дмитрия Донского. Сломана церковь Константина и Елены (XVI век)… В пределах Садового кольца сравняли с землей прекрасные ансамбли-монастыри: Златоустовский, Крестовоздвиженский, Никитский… Нет нужды перечислять необратимые наши потери…» Кажется, в таком тоне о разрушении храмов в советские годы еще не писали!

Удивительно, но смелость мэтра искусства возымела свое действие. Как минимум, один храм был спасен от дальнейшего разрушения. «Я не могу расценить иначе, как надругательство над светлым гением Василия Баженова, тот факт, что в церкви Знамения, сооруженной им в Новоспасском монастыре, находится санпропускник и вытрезвитель» – говорилось в статье. После выхода публикации вытрезвитель из храма вывели. Более того, даже началась его неспешная реставрация. Но, что удивительно, Знаменская церковь до сих пор не распахнула свои двери перед верующими. Между тем, храм этот имеет яркую архитектуру и еще более яркую историю. Знаменитый исследователь московской старины Петр Паламарчук характеризовал его как «один из наиболее красивых и законченных памятников строгого московского классицизма». Внутреннее убранство Знаменского храма весьма примечательно. Дело в том, что его алтарь обустроен во втором этаже, куда ведут две живописные лестницы. Молящимся отведено относительно небольшое место на хорах (балконах). Столь необычная планировка храма обусловлена назначением, ради которого он возводился: Знаменская церковь с самого начала своего существования служила храмом-усыпальницей, под которую и был отведен нижний этаж.

История Знаменского храма

Первоначальный Знаменский храм в Новоспасском монастыре был возведен вскоре по окончании Смутного времени молодым царем Михаилом Феодоровичем Романовым. Он строился как усыпальница для дядьев государя – бояр Романовых. Они пострадали в правление Бориса Годунова. Михаил, Александр, Василий и Иоанн Никитичи по ложному обвинению в колдовстве были отправлены в далекие ссылки. Пережил изгнание только один из них – Иоанн. Самой скорбной оказалась участь Михаила Никитича Романова, отправленного в село Ныробка, на север Пермского края. Молодого боярина, настоящего русского богатыря, держали в оковах, весивших около 3 пудов, в земляной яме, почти не кормили. Русский народ сохранил память о Михаиле Никитиче как о безвинном страдальце, праведнике. После кончины боярина, последовавшей то ли вследствие нечеловеческих условий содержания, то в результате удушения, к месту заключения Михаила Никитича стали сходиться богомольцы, чающие исцелений. В царствование императора Николая II даже поднимался вопрос о его канонизации. Этот-то чтимый народом праведник и был перенесен своим благочестивым племянником в подклет Знаменского храма и, вероятнее всего, останки его почивают на этом месте по сей день.

В храме - "Русь уходящая", картина П. Корина
«Русь уходящая». Одна из самых известных картин П. Корина изображает православный храм

К концу XVIII столетия Знаменский храм обветшал. Возвести церковь заново взялся граф Николай Петрович Шереметьев. Он устроивший в этой церкви, по соседству с погребениями бояр Романовых, свою родовую усыпальницу. Тогда-то возведение святыни и было поручено Елизвою Семеновичу Назарову – ученику и родственнику знаменитого архитектора Василия Ивановича Баженова. По мнению многих исследователей, в проектировании храма принял участие и сам Баженов, о чем и упомянул в своей статье П.Д. Корин.

Возрождение святыни

Говорят, каждый православный храм имеет своего Ангела Хранителя. Он до скончания века будет стоять на месте его алтаря, даже если церковное здание окажется уничтоженным. Продолжая эту мысль, можно сказать, что о каждом храме есть особый промысл Божий – как и о каждом человеке. Лишних, ненужных не бывает. Предназначение Знаменского храма ярко высветилось в наши дни. Принято решение перенести в это уютное камерное здание главную святыню Новоспасского монастыря – чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всецарица». Сегодня икона пребывает на галерее главного собора обители. Туда к ней ежедневно стекается множество страждущих. Образ прославился, главным образом, исцелением онкологических заболеваний. Давно назрела необходимость отвести иконе особое пространство, чтобы никто и ничто не мешал собравшимся к ней на молитву, а они своим множеством не создавали препятствий для уставных богослужений. К тому же, в Преображенский собор ведет высокая крутая лестница. Преодолеть ее многим из тех, кому особенно нужна молитва у «Всецарицы», оказывается проблематично.

Обустройством Знаменского храма и созданием киота для «Всецарицы» занимается благотворительный Фонд Архангела Михаила. Среди осуществленных этим фондом проектов – возведение и обустройство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Он известен верующим москвичам по «пространственной иконе Святой земли»: копиям Голгофы, Гроба Господня, Вифлеемской пещеры и других святынь, устроенным при нем. Можно надеяться, что фонд справится и со своей нынешней задачей, на радость ценителям истории и архитектуры и во утешение страждущим! Подробнее об этой работе можно прочесть здесь.

Алина Сергейчук

06.06.22
908
Подписывайтесь на новости о работе фонда