НОВОСТИ
Благотворительность как пример нравственного служения Церкви и обществу
Шереметевские храмы Новоспасского и Спасо-Яковлевского монастырей.

Благотворительная деятельность в России является нравственной традицией, имеющей глубокие корни. Вклад Русского Православия в ее развитие способствовал тому, что в нашей стране, пожалуй, в большей мере, нежели чем в других местах, к благотворительности относились не только как средству общественного благоустройства, но преимущественно, как к способу нравственного совершенствования и делу спасения души.

Блестящие приметы тому мы видим в императорской России. Славу одного из крупнейших благотворителей своей эпохи снискал граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809) — аристократ, царедворец, государственный деятель, меценат и покровитель искусств.

Граф Николай Петрович Шереметев

В память о своей жене Прасковье Ивановне (1768–1803), рано ушедшей из жизни, он построил в Москве Странноприимный дом, объединивший в себе богадельню и больницу. Архитектурный и градостроительный размах этого проекта был беспрецедентным. Огромный дом на Большой Сухаревской площади, не дом, а дворец — «дворец милосердия», как его называли, давал приют и лечение многим больным и бездомным, нуждающимся и неимущим. На его сооружение и устроение Н. П. Шереметевым были затрачены огромные средства. На дальнейшее содержание этого благотворительного заведения, для обеспечения всех расходов граф внес на депозит полмиллиона рублей, вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Его потомки продолжали финансирование Странноприимного дома вплоть до революции 1917 г.

Странноприимный дом на Большой Сухаревской площади

Неудивительно, что в XIX столетии это была одна из лучших больниц Москвы. И ныне она продолжает служить людям — в ее здании размещается научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского

Разумеется, это далеко не единственное, что Шереметев подарил российскому обществу. Он основал Невскую богадельню в Петербурге, реализовал немало благотворительных проектов. Однако его главным общественным благодеянием, неким символом его общественного служения стал московский Странноприимный дом.

Самыми значительными деяниями Николая Петровича Шереметева на благо Церкви, наряду с Троицким храмом в составе архитектурного ансамбля Странноприимного дома, явились два монастырских храма. Они практически одновременно, а точнее — один вслед за другим, были воздвигнуты в двух знаменитых ставропигиальных монастырях: столичном и провинциальном, московском и ростовском.

Знаменский храм в Новоспасском монастыре

Димитриевский собор в Спасо-Яковлевском монастыре

По желанию и на средства графа в Новоспасском монастыре появился Знаменский храм, а в Спасо-Яковлевском — Димитриевский собор. Первый, в Москве, был поставлен Шереметевым над гробами своих родителей, второй, в городе Ростове Ярославской губернии, возведен в честь почитаемого и любимого им святого.

В Новоспасском монастыре, в Знаменской церкви были погребены родители Николая Петровича. Старая церковь Знамения, построенная в XVII столетии царем Михаилом Федоровичем, к концу XVIII в. обветшала. Граф Шереметев вызвался на ее месте построить новый храм. В январе 1791 г. он объявил монастырским властям о своем намерении «построить новую каменную церковь… собственным своим иждивением, не требуя ничего от монастыря".

Убранство Знаменской церкви

Храм задумывался особенным, он был призван совместить в себе церковь и усыпальницу. И сам принцип его устройства, и способ организации пространственного объема — оказались весьма необычны. Нижний этаж служил местом упокоения, верхний — местом молитвы. При этом центральная часть верхнего этажа представляла собой широкий проем, раскрытый вниз. Благодаря этому усыпальница и вознесенный над нею храм объединялись в единое общее пространство. Важное место отводилось массивной парадной лестнице, которая соединяла верх и низ, она размещалась по центру храма, имела сложную конструкцию и широкие лестничные марши.

Строительство Знаменской церкви продолжалось четыре года, в 1795 г. она была освящена.

В том же 1795 г. Николай Петрович Шереметев обратился к нуждам Спасо-Яковлевского монастыря и приступил к финансированию строительства в нем собора свт. Димитрия Ростовского.

Димитриевский собор в Спасо-Яковлевском монастыре

Храм возводился в классицистическом стиле, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева А. Ф. Миронова и Г. Е. Дикушина. На его строительство было затрачено 55 тысяч рублей.

Надо сказать, что идея устроения в монастыре храма в честь святителя Димитрия возникла сразу же после его канонизации в 1757 г. Ее пытались осуществить. Так, по одному из предложений, Димитриевский храм предполагалось поставить над вратами, обращенными к озеру. К счастью, случилось так, что реализовался именно шереметевский проект — и монастырь получил новый великолепный собор, который поныне служит красой и гордостью обители.

Его освящение, приуроченное ко дню памяти святителя Димитрия, состоялось 27 октября 1801 г. Явившийся одним из лучших образцов русского провинциального классицизма, огромный и величественный собор Димитрия Ростовского стал достойным памятником новому российскому чудотворцу.

Завершив дела в Ростове, граф Шереметев вновь обратил свое внимание к Знаменской церкви Новоспасского монастыря. В 1802 г., по его распоряжению, над местом погребения его родителей — графа Петра Борисовича и графини Варвары Алексеевны (урожденной княгини Черкасской), были установлены новые мраморные гробницы.

В 1806 г. Знаменский храм получил новый иконостас, поскольку прежний был временным. Новый был устроен в виде высокого изысканного портика с колоннадой коринфского ордена.

Убранство Знаменской церкви

Несколько десятилетий спустя, в 1860-х гг., новый иконостас был установлен и в Димитриевском соборе. Массивный, величественный, своим силуэтом и обликом он уподоблялся торжественной триумфальной арке. Этот иконостас стал подарком монастырю от сына и наследника Николая Петровича Шереметева — Дмитрия Николаевича (1803–1871). Своего единственного сына Николай Петрович назвал Дмитрием, дав ему имя в честь святителя Димитрия, и это служит красноречивым свидетельством глубокого почитания ростовского святителя.

Иконостас Димитриевского собора

Иконостас Димитриевского собора. 1911.

И Знаменский, и Димитриевский храмы принадлежат к стилю классицизма, но они мало походят друг на друга: и внешний облик, и принципы организации внутреннего пространства разнятся. Впрочем, есть одна показательная деталь, которая объединяет эти памятники — иконостасы в ярко выраженном классицистическом стиле. Они имеют общее структурное решение — довольно оригинальное и выразительное. Оба иконостаса совершенно одинаково вписаны в арочное полукружие, образуемое сводом алтаря. Различия между ними, конечно, имеются. В одном случае перед нами стройный высокий портик с круглыми колоннами, в другом — подобие триумфальной арки. Димитриевский иконостас монументальнее и многоцветнее, Знаменский — легче и светлее.

Интересно, что Знаменский и Димитриевский храмы объединяет личность ярославского архиепископа Павла (Пономарева; 1799–1806). Основание и строительство Знаменской церкви осуществлялось в те годы, когда ярославский владыка являлся настоятелем Новоспасского монастыря (1786–1794) — то есть при его непосредственном участии. Впоследствии он же, пребывая в архиерейском сане и будучи главой Ярославской епархии, принял на себя освящение Димитриевского храма в Спасо-Яковлевском монастыре. То есть, при нем создавался первый шереметевский монастырский храм в Москве, и он же освещал второй, в Ростове.

Сегодня оба эти церковные сооружения играют значительную роль в жизни своих обителей. Димитриевский собор является главным храмом Спасо-Яковлевского монастыря, в нем ежедневно совершается богослужение, в нем пребывают мощи святителя Димитрия Ростовского и находится чудотворный образ Ватопедской иконы Божией Матери.

В Знаменском храме Новоспасского монастыря не так давно завершились восстановительные и реставрационные работы. В 2017 г. священноначалие монастыря приняло решение перенести в эту церковь, для постоянного пребывания в ней главную святыню обители — афонский список с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».

Ктиторские храмы воспринимались как дар и жертва: дар монастырю и жертва Богу. И в московской, и в ростовской обителях имя ктитора помнили и чтили, совершали церковное поминовение. В Яковлевском монастыре, в Димитриевском храме для поминовения рода Шереметевых ежедневно совершалась ранняя литургия. Яковлевский настоятель архимандрит Иннокентий, в одном из своих писем к графу Д. Н. Шереметеву, так говорил о молитвах, возносимых в монастыре за его род: «как святая обитель наша с 1795-го года красуется и пользуется благотворениями в Бозе усопшаго родителя Вашего и, ежедневно вспоминая имя Его и всех сродников, продолжит оное всегда, доколе свет стоит, и солнце не затмится".

В Димитриевском храме, в память о благотворителе, был основан придел в честь святителя Николая Чудотворца — тезоименитого святого графа Шереметева. В московском монастыре, в Знаменском храме обошлось без придела, вероятно потому, что в Новоспасской обители издавна существовал Никольский храм.

Характерная черта: и в московском, и в ростовском монастырях храмы, построенные Н. П. Шереметевым, называли не только по их церковным посвящениям, но также именовали шереметевскими — по имени их создателя и дарителя, по имени того, чьей верой и волей они были воздвигнуты. Это название настолько прочно вошло в обиход, что было зафиксировано и в документах, и в исторической литературе.

Николай Петрович Шереметев скончался в 1809 г., когда его сыну Дмитрию было всего шесть лет. Оставляя маленького сына, граф написал ему «завещательное письмо», которое стало его отеческим наставлением.

Граф Николай Петрович Шереметев

Это удивительный текст, обладающий мощным нравственным посылом. В его словах — глубоких и мудрых и, одновременно, простых и очень искренних — отражен и жизненный опыт, и нравственные ценности, и личностные идеалы. Главным лейтмотивом завещания одного из богатейших людей своего времени звучит следующая мысль: «В жизни у меня было все: слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».

Предлагаем вниманию читателей несколько небольших выдержек из этого завещания:

«Законы Божеский и общественный да будут главным основанием твоего воспитания и путеводителями в жизни. В познании и исполнении оных заключается истинное благо человека. Прочие знания без сего могут украсить, обогатить разум твой, но не направят души твоей к тому блаженству, которым наслаждаются богобоязненные и добродетельные люди».

«Все люди сотворены один для другого; все они равны естественным своим происхождением; различаются только своими качествами или поступками, добрыми или худыми. Кто большим обладает богатством пред другими, тот имеет большие способы делать добро».

«Никогда душа твоя не ощутит сладкого удовольствия и покоя, если она пребудет нечувствительна к добродетели».

«Хотя все, что ты имеешь, тебе принадлежит, но помни, что ты сам принадлежишь Богу, Государю, Отечеству и обществу, коим ты для того должен творить угодное, что и они творят все в твою пользу, коим ты должен быть благодарен».

«Делай добро для добра. Верь мне, что удовольствия роскоши и пышности при малом поражении несчастия исчезают, а услаждение души, ума и сердца, от добрых наших дел происходящее, навсегда в нас остается»

«Во всех твоих благих намерениях призывай в помощь Бога — без Его воли ты ничего сам собою исполнить не сможешь. … Пусть лучше погибнут все стяжания твои в мире этом, чем погибнет в тебе твоя вера. Она есть душа нашей жизни, без нее наше бытие — мука вечная. С верою человек никогда ни от чего не погибнет: ибо где только наша вера, тут сам Бог, тут Его премудрость и сила».

Обращение к сыну завершалось так: «Я уверен, что ты, основавшись на внушенных мною тебе правилах жизни, последуешь благоразумию и душевной доброте твоей, поддержишь достоинство свое не одною знаменитостью титула и богатством, но и беспорочным поведением и христианскими добродетелями. Господь да укрепит тебя в день печали, да сохранит тебя во всех путях твоих и ущедрит благостью Своею! Да освятит вхождение твое в мир и исхождение! Отходя в вечность, целую тебя последним целованием".

Сам же Николай Петрович Шереметев, своим жизненным принципам и нравственным идеалам следовал неуклонно, и это позволило ему остаться в истории Новоспасского и Спасо-Яковлевского монастырей одним из самых значительных благотворителей.

Граф Николай Петрович Шереметев

Портрет графа Н. П. Шереметева. Худ. В. А. Боровиковский. 1819.

Завершая наш небольшой рассказ о деяниях графа Н. П. Шереметева на благо Церкви и общества, хотелось бы выразить надежду на достойное возрождение исторической преемственности в сфере благотворительности в реалиях современной России.

Примечания

1. Русский биографический словарь. СПб., 1911. Т. 23. С. 185–186. Подробнее о шереметевской больнице см.: Алтайская Е. М., Булатникова А. А., Малоземова А. В. История Странноприимного дома. М., 2014. 176 с.
2. Ювеналий (Воейков), игум. Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1803. С. XI–XII.
3. Селецкий Д. С. Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 31–32, 40.
4. Характеристика внешнего вида надгробных памятников и тексты надписей на них содержатся в описании надгробий Знаменского храма Новоспасского монастыря середины XIX в. РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1465. Л. 17 об.-18 об.
5. Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 451.
6. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1868. Д. 145. Л. 8–9 об.
7. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 13. Л. 28.
8. Завещательное письмо графа Н. П. Шереметева сыну Дмитрию (в сокращении) // Рубцова М. Л. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. Ростов, М., 2016. С. 99–100.

Епископ Воскресенский Савва (Михеев), д.ц.и.,викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря
А. Е. Виденеева, к.и.н.

Доклад на круглом столе в рамках регионального компонента XXVI Международных Рождественских Чтений. Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь. 20 ноября 2017 г.