АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ
«Византийская мозаика»
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе украшен по строгим византийским канонам. Общая площадь мозаик храма составляет 2 500 м2. Покровский храм по своей уникальности, художественной ценности и площади мозаичного убранства не уступает мировым шедеврам церковного зодчества эпохи Византии. Мозаичные изображения расположены по определённой системе. Его убранство делится на части, соответствующие тройственному единству Неба, Рая и земного мира. В верхней зоне находятся изображения Христа, Богоматери, Ангелов а также тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.
Образцами для создания мозаик послужили прекрасные произведения византийской мозаичной живописи: из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V в.), монастырей св.Луки в Фокиде (1-я пол. XI в.), Дафни близ Афин (XI в.), Хора в Константинополе (нач. XIV в.), собора Сан-Марко в Венеции (XI в.), Рождества Богородицы в Монреале (Сицилия, XII в.), Преображения Господня в Чефалу (Сицилия, XII в.) и Софии Киевской (XI в.).
ПАНТАКРАТОР
В конхе алтарной апсиды Покровского храма расположена великолепная мозаичная композиция с изображением Христа Пантократора, площадью 75 м?. Величественный Спаситель в золотом сиянии благословляет молящихся. Важно отметить, что все образы и движения фигур ориентированы на фигуру Пантократора. Этот образ является естественным центром, вокруг которого разворачивается художественная композиция всего храма.
Великолепие внутреннего убранства византийских храмов всегда доминировало по насыщенности над экстерьером, т.к. главной концепцией духовной жизни считалось сосредоточение на внутреннем состоянии человека. Это обусловливалось необходимостью преобладания внутренней красоты над внешней, и, как символ этого, храмовое искусство основывалось на принципах богатой внутренней отделки храма при скромных внешних формах.
Спас Иммануил. Малый купол
Фотограф: Сергей Андреев
Важными направлениями в наполнении интерьера были мозаики (иногда — темперные фрески), мраморная отделка пола, стен и колонн, использование света в сочетании с архитектурой для наибольшего эстетического и драматического эффекта.
Византийский храм, прежде всего,
символический образ, воспроизводящий
Небо, Рай или Святую Землю
Мозаика — один из древнейших способов декорирования. В мозаике использовались чистые, светящиеся цвета, которые испытали на себе очистительное действие огня и считались самым подходящим средством для воспроизведения неземного величия божественных первообразов.
Наиболее популярными материалами для мозаики были смальта и мрамор. В середине V века мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имеет двойное значение: расценивается как символ богатства и является самым ярким из всех цветов.
БОГОРОДИЦА
И АРХАНГЕЛЫ
Под главным изображением Спасителя, в верхней части алтарной апсиды, располагается образ второй по значимости — образ Пресвятой Богородицы Оранта («Молящаяся») на облаке, держащая Покров. По бокам от Нее, развернутые вполоборота, как бы предстоящие Ей, размещены четыре Архангела.
Спас Иммануил. Малый купол
Фотограф: Сергей Андреев
1 / 14
В третьей, самой нижней зоне централизованной системы, сюжетные изображения отсутствуют: лишь отдельно стоящие фигуры составляют «сонм апостолов и мучеников, пророков и праотцев, священные образы которых наполняют наос». На сводах подпружных арок и на гранях подпружных столбов располагаются ростовые фронтальные мозаичные изображения и медальоны Св. мучеников, Св.?воинов, преподобных и святителей, Св.?царей и князей.
Спас Иммануил. Малый купол
Фотограф: Сергей Андреев
Внутреннее убранство храма изобилует богатой орнаментальной мозаикой. Все фигуры и образы Святых можно разделить на четыре группы, куда входят сидящие фигуры, стоящие во весь рост, поясные изображения и лики в медальонах.
Здесь цветовая гамма состоит из темно-коричневого, темно-зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Такимобразом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы.
МАТФЕЙ
МАТФЕЙ
МАТФЕЙ
МАТФЕЙ
ЕВАНГЕЛИСТЫ
Сидящие фигуры встречаются только на изогнутых поверхностях — это фигуры святых Евангелистов в подкупольных парусах.

Фигуры Евангелистов постоянно показывали склоненными, в трехчетвертном ракурсе, который становится естественным следствием их наклонного положения в пространстве парусов, оказавшихся единственным отведенным для этих фигур углублением.
Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали купол и апсиду. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона и золотой фон.
Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия. Золотой Крест в сиянии Славы небесно-голубого цвета словно простирается над молящимися в храме, ограждая и спасая их от внешних и внутренних врагов, освящая дорогу к спасению.
Центральный купол в соответствии с византийской храмовой традицией увенчан византийским крестом в славах в окружении Ангелов, как символ Вознесения Господня, где вместо Спасителя ангелы возносят Крест.
Среди мозаичных изображений Покровского храма большое место занимает орнамент. Он имеет определяющее значение для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту переливов цвета.
Покровский храм по своей уникальности,
художественной ценности и площади мозаичного
убранства не уступает мировым шедеврам
церковного зодчества эпохи Византии